Cетевое взаимодействие структур,

заинтересованных в реализации профилактических программ

сохранения здоровья обучающихся (воспитанников)

 

Решением Совета по образовательной политике при Комитете по образованию № 3365-р от 16.05.2014 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения Московского района Санкт-Петербурга (распоряжением Комитета по образованию № 2569-р от 27.05.2015 переименованное в Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Московского района Санкт-Петербурга) признана региональной экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга.

Тема опытно-экспериментальной работы: «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников)».

 

Актуальность

 

Известно, что здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей и подростков, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к человеку.

Следует отметить, что на протяжении последних 20 лет прослеживаются тенденции увеличения заболеваемости и травматизма детей и подростков, снижения показателей уровня физического здоровья и физической подготовленности, увеличения доли подростков, непригодных к службе в Вооруженных Силах, и численности выпускников общеобразовательных учреждений, имеющих ограничения в выборе определенных профессий. Так по данным официальной медицины доля абсолютно здоровых выпускников российских школ на сегодняшний день составляет 10 %, а у 70% школьников имеются те или иные отклонения от нормы. Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков, можно выделить следующие:

• ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); • низкий уровень организации питания обучающихся;

• отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

• нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

• отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек;

• несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

• увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

• распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

• недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

• низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования и др.

Основным фактором называют ухудшение социально-экономического положения населения, что приводит к ослаблению здоровья нации и находит отражение в уровне детской смертности: показатель ее в России выше, чем в других европейских странах.

Проблема настолько серьезная, что решить ее можно лишь совместными усилиями педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов и т.п. Эти совместные усилия должны быть направлены, в первую очередь, на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, то есть создавать условия для развития их физических, интеллектуальных и творческих способностей.

Современной и эффективной формой такого сотрудничества является сетевое взаимодействие. Как известно, при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между различными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе в целом.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы, наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ будет осуществляться на основании договора.

Сетевыми партнерами проекта являются:

1. Органы законодательной и исполнительной власти: администрация Московского района СПб – отдел здравоохранения, отдел законности и правопорядка, безопасности; муниципальные образования: ФСКН.

2. Методические, психологические, медицинские службы и центры: ИМЦ, Центр социальной помощи семье и детству Московского района.

3. Лечебные и профилактические учреждения: районные поликлиники, межрайонный наркологический диспансер, межрайонный психоневрологический диспансер.

4. Учреждения общего и дополнительного образования: ГБОУ СОШ, ГБОУ ДОУ, ГБОУ начального профессионального образования, РГПУ им. А.И.Герцена, ГБОУ ДОД ДУМ СПб. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации будут совместно разрабатывать и утверждать образовательные программы. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ будут указаны все необходимые данные в соответствии со ст. 15. Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального развития каждого человека, учреждения, среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.

Исследование выполняется в рамках двух направлений развития Петербургской школы:

1. «Открытая школа», тема: межотраслевые (межведомственные) объединения, реализующие образовательно-воспитательные задачи.

2. «Здоровье в школе», тема: межведомственные программы (спорт, культура, молодежная политика, здравоохранение, образование).

 

Цель опытно-экспериментальной работы

 

Целью опытно-экспериментальной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование модели сетевого взаимодействия структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).

 

Задачи опытно-экспериментальной работы

 

1. Провести анализ проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, а также путей ее решения и сопоставить с реальным положением, существующем в образовательных учреждениях.

2. Выделить круг теоретических и практических проблем, в решение которых должны быть привлечены сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Московского района Санкт-Петербурга.

3. Провести мониторинг деятельности различных организаций и учреждений, реализующих профилактические программы сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).

4. Определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).

5. Разработать модель сетевого взаимодействия структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).

6. Экспериментально выявить эффективность разработанной модели сетевого взаимодействия и определить методические рекомендации по ее реализации.

 

Программа опытно-экспериментальной работы

 

Организационно-прогностический этап.

Задачи: организация опытно-экспериментальной работы на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения; определение основных методологических характеристик исследования.

Основное содержание работы: разработка нормативных и методических материалов, определяющих деятельность сотрудников Центра в режиме экспериментальной площадки; формулирование цели, задач, методов, этапов исследования.

Диагностический этап.

Задача: обоснование целесообразности проведения опытно-экспериментальной работы.

Основное содержание работы: анализ противоречий образовательного процесса и конкурентных преимуществ Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Мониторинговый этап.

Задача: получение информации по различным аспектам, определяющим физическое, психическое и социальное здоровье детей и подростков.

Основное содержание работы: опросы, тестирование, экспертиза деятельности участников образовательного процесса.

Практический этап.

Задача: разработка и апробация модели сетевого взаимодействия структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).

Основное содержание работы: обработка полученных экспериментальных материалов, теоретическое моделирование.

Аналитический этап.

Задача: Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы.

Основное содержание работы: разработка методических рекомендаций по организации сетевого взаимодействия, ознакомление научно-педагогической общественности с результатами работы.

 

Конечные продукты опытно-экспериментальной работы 

 

1. Модель сетевого взаимодействия структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).

2. Проекты нормативных и (или) локальных документов для организации сетевого взаимо¬действия в рамках представленной модели.

3. Методические материалы для организации деятельности в соответствии с предложенной моделью (технологии управления сетями учреждений и организаций, механизмы финансового обеспечения сетевого взаимодействия, инновационные образовательные программы в условиях сетевого взаимодействия и т.п.).

 

Критерии и показатели эффективности опытно-экспериментальной работы

 

Для оценки эффективности опытно-экспериментальной работы будут применяться следующие критерии и показатели:

Первый критерий - Эффективность сетевого взаимодействия структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).

Показатели:

1. Динамика развития обучающихся, достигнутая средствами сетевых программ.

2. Количество обучающихся, родителей и представителей социума, охваченных досуговыми и физкультурно-спортивными массовыми мероприятиями.

3. Уровень культуры здоровья и ценностей здоровья.

Второй критерий - Удовлетворенность сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Московского района Санкт-Петербурга процессом и результатами опытно-экспериментальной работы.

Показатели:

1. Результаты социологического исследования мнения участников опытно-экспериментальной работы о ее ходе и полученных результатах.

2. Повышение уровня профессиональной компетенции сотрудников Центра в вопросах, связанных с опытно-экспериментальной работой.

Третий критерий - Заинтересованность администрации Центра психолого-медико-социального сопровождения Московского района Санкт-Петербурга в продолжении экспериментальной работы.

Показатели:

1. Результаты изучения мнения администрации Центра о ходе опытно-экспериментальной работы и полученных результатах.

2. Количество заключенных договоров.

Четвертый критерий - Научно-методическое обеспечение образовательного процесса по теме экспериментальной работы.

Показатели:

1. Количество научных публикаций.

2. Количество методических разработок.

Пятый критерий - Полнота представления хода и результатов опытно-экспериментальной работы научно-педагогической общественности.

Показатели:

1. Нормативные и методические документы по опытно-экспериментальной работе.

2. Протоколы опросов и экспертизы, результаты тестирования.

3. Количество докладов на конференциях, семинарах и круглых столах о ходе и результатах опытно-экспериментальной работы.

Большинство этапов опытно-экспериментальной работы будет сопровождаться мониторингом, целью которого является определение эффективности использования различных мероприятий по организации сетевого взаимодействия структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников).